Музей народного быта «Русская изба»
Русские народные подвижные игры как средство знакомство детей с календарными обрядовыми праздниками на Руси.
12 февраля [ср]
Русские народные подвижные игры как средство знакомство детей с календарными обрядовыми праздниками на Руси. Актуальность Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших времен из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшее национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улицей или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, на лошадях катались по деревням с песнями плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству. Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству. Создание условий для развития традиционных народных игр связано с содержательной работой по приобщению детей к народной культуре. Привлечение внимания к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Поэтому немалую роль в ДОУ следует уделять знакомству с традициями русского народа, с календарными праздниками, народными играми. Обратимся к федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. ФГОС ДО определяет ряд принципов дошкольного образования, вот некоторые из них: • Приобщение детей к социокультурным нормам традициям семьи, общества и государства • Учет этнокультурной ситуации развития детей. На основании этого использование народных игр целесообразно включать в воспитательно-образовательный процесс. Проведение в ДОУ народных (календарных) праздников совместно с родителями помогает возрождению народных игр. Таким праздникам всегда сопутствовали игры. Такое своеобразное сообщество взрослых и детей разных возрастов позволяет активно включаться в игру старших и самым маленьким. Анализ ситуации. Обращение к народным истокам, фольклорному искусству русского народа стало традиционным для использования в практике дошкольного учреждения №1 «Солнышко» п. Некрасовского. Система работы в этом направлении развития детей требует организации особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Именно поэтому в детском саду был создан музей народного быта «Русская изба», как форма образовательной и воспитательной работы. Где предоставляется возможность введения детей в особый самобытный мир, путём действенного познания. Музей представляет собой дидактическое пособие по приобщению детей к истокам русской народной культуры и быта. Здесь проходят занятия по ознакомлению и изучению домашней утвари, орудиями труда, с предметами рукоделия, где любой экспонат дети могут потрогать, пощупать, посидеть на русской печке. Сегодня, изменившиеся условия существования и тем более, повсеместная информатизация, заставляет музейщиков, в том числе и нас, постепенно переосмысливать своё место в современном мире и пытаться или приспосабливаться и выживать в данных условиях, или искать пути и выстраивать новые модели своего развития. Стало ясно: музей не должен стоять на месте, работа требует постоянного совершенствования, развития, поиска новых идей и возможностей. Помещение в ДОУ под музей стало не хватать, поэтому возникла идея вынести деятельность музея на территорию, т.е. сделать площадку под открытым небом в виде мини- деревни с настоящей рубленой избой, колодцем, мельницей и т.д. Где бы могла представиться возможность проведение календарных, обрядовых праздников с использованием русских народных подвижных игр, с привлечение большего количества участников. Строительство комплекса позволит значительно расширить деятельность музея. Появится возможность разработать туристические маршруты на территории ДОУ. Интерактивный ландшафтный комплекс станет отрывной точкой в развитии целого комплекса мероприятий в ДОУ по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры. Игры, используемые в проведении основных православных, народных праздниках. Зимние игры на Новый год, Рождество, Святки: «Примерзли». В игру смогут играть как ребятишки, так и их родители. Смысл забавы простой. На листках бумаги надо написать названия частей тела. Далее все листки надо положить в красивый мешок. После того как все подготовлено, участники по очереди начинают доставать из мешка по 1 листку и примерзать друг к другу указанными на листке частями тела. Это очень весело и интересно. «Меткий метатель». Игровая для этой забавы не подойдет, только улица, открытое пространство. Играют 2 команды. На расстоянии от одной и другой команды, напротив устанавливаются 2 ведерка. Суть в том, что на скорость надо лепить снежки и пытаться закинуть их в ведро. Игра по времени. Как только время кончится, подсчитываются снежки в ведре. Побеждает та команда, у которой, больше снежков в ведре. «Варежки». Необходимо предварительно приготовить мешочек с игрушками и варежки. Ребенку вручают не тонкие варежки, который необходимо одеть, а после опустить их в мешок с игрушками. Главная цель на ощупь угадать то, что он взял . «Два Мороза» .На противоположных сторонах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются на одной стороне площадки. Выбираются двое водящих, которые становятся посередине площадки между домами, лицом к детям. Это Мороз-Красный нос и Мороз Синий нос. Вместе произносят: Мы два брата молодые, Два Мороза удалые. Я Мороз-Красный нос. Я Мороз- Синий нос. Кто из вас решится В путь дороженьку пуститься? Все играющие хором отвечают Морозам: Не боимся мы угроз И не страшен нам Мороз! После этих слов играющие перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т.е осалить. «Льдинка». Играют зимой. Дети встают в круг. На середину выходит водящий. Он прыгает на одной ноге, а другой толкает перед собой льдинку. Ему напевают: Капитан, капитан, Не бей льдинкой по ногам, По кривым сапогам! У тебя нос сучком, Голова лучком, Спина ящичком! На это водящий отвечает: Скачу по дорожке на одной ножке, В старом лапоточке, По пенькам, по кочкам, По холмам, по горкам. Бух! По норкам! С последними словами водящий старается попасть льдинкой в ноги игроков. Дети подпрыгивают, пропуская льдинку. Кого льдинка коснется, тот становится новым водящим и продолжает игру. Весенние игры на Пасху, Красную горку, Герасим Грачевник: «Сдувание яйца». Необходимо подготовить яйцо для игры. Для этого в сыром яйце пробиваем небольшое отверстие и выливаем из него содержимое. Промываем скорлупку изнутри. Здорово, если яйцо будет окрашено или расписано, как полагается настоящему пасхальному атрибуту! Кладем пустое яйцо в центр стола. Все гости - дети и взрослые - садятся вокруг стола как можно плотнее друг к другу, делясь на две команды. На счет «три-четыре» одна из команд начинает дуть на яйцо. Каждый игрок пытается сдуть его на противоположный конец стола, так, чтобы, в конце концов, оно упало на пол. Вторая команда должна сопротивляться и изо всех сил сдувать яйцо в сторону соперников. Кому же все-таки удастся сдуть яйцо со стола? «В каточки». Веками любимой пасхальной игрой на Руси было катанье яиц. Устраивали эту игру так: устанавливали деревянный или картонный «каток» и вокруг него освобождали ровное место, на котором раскладывали крашеные яйца, игрушечки, незамысловатые сувениры. Играющие дети подходили по очереди к «катку» и катили каждый свое яйцо. Выигрышем становился тот предмет, которого яичко коснулось. Можно катать яйца и по земле, взобравшись на пригорок. «Родничок». Ребята обхватывают друг друга за пояс и становятся гуськом вдоль весеннего ручья. Все поют: Разлился родничок, Золотой рожок. У -ух! Разлился ключевой, Белый, снеговой. У-ух! По мхам, по болотам, По гнилым колодам. У-ух! Затем боком стараются перепрыгнуть ручей, не коснувшись воды. Но при этом каждый мешает своему соседу. Тот, кто коснется воды, из игры выбывает. «Грачи летят». Дети становятся в круг. Один выходит на середину и поет: Грачи летят, На всю Русь трубят: -Гу-гу-гу- Мы несем весну! Он поднимает руки вверх, показывая, как летят грачи. Летят! Летят! – кричат дети и поднимают руки Журавли летят На всю Русь кричат. Гу-гу-гу! Не догнать нас никому! Летят! Летят! – кричат дети и поднимают руки. Поросята летят, Полосаты визжат. Хрю-хрю-хрю Надоело нам в хлеву! Летят, ле… - ошибаются некоторые дети и поднимают руки вверх. Кто ошибается – тот выходит из игры. Далее можно называть и других птиц и животных. «Дедушка Мазай». Играющие выбирают дедушку Мазая. Остальные участники договариваются, какие движения, обозначающие работу, будут ему показывать (молотьбу, жатву и т.д.) они подходят к дедушке Мазаю и поют: Здравствуй, дедушка Мазай, Из коробки вылезай! Где мы были – мы не скажем, А что делали – покажем! После этих слов все изображают движениями работу, о которой договорились. Если дедушка Мазай отгадывает, дети разбегаются и он их ловит. Кого первого поймает, тот становится новым дедушкой Мазаем и игра повторяется. Если не отгадывает, ему показывают другую работу.
Летние игры на Троицу, День Ивана Купалы: «Плетень». Дети, берутся за руки и становятся четырьмя шеренгами (одна напротив другой). Руки переплетены. Под музыку русской народной мелодии каждая из шеренг по очереди идет навстречу противоположной шеренге и кланяется. После поклона дети возвращаются на прежнее место. С началом веселой плясовой дети выходят из своих шеренг, расходятся по всей комнате, танцуют, используя известные плясовые движения. Как только музыка закончится, каждая шеренга должна занять свое первоначальное место, а дети быстро и правильно "заплести плетень" (взяться за руки крест-накрест). 1 и 2 плетни шагают навстречу друг-другу и говорят такие слова: От плетня упала тень- В зной прохлада радует. 1и 2 плетни шагают обратно и говорят такие слова: Хорошо, что сам плетень На меня не падает 3 и 4 плетни шагают навстречу друг-другу и говорят такие же слова.
«Горелки с платочком». Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек. Все хором: Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо, птички летят, колокольчики звенят Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший "горит", т. е. водит. «Ручеёк» Участники (теоретически от 4-5, чем больше, тем лучше) разделяются на пары (чаще разнополые), взявшись за руки, они встают в две колонны на некотором расстоянии друг от друга, поднимают сцепленные руки высоко над головами, образуя тоннель. Водящий входит в коридор, где, беря за руку, выбирает себе пару, разбивая одну из старых пар, новая пара встаёт в противоположной входу стороне «ручейка», а освободившийся человек становится водящим, и т. Д. «Водяной». Играющие, взявшись за руки, образуют круг. Выбирается водящий — «водяной». Он закрывает глаза и садится на корточки в центре круга. Играющие идут по кругу и говорят: Дедушка-водяной, Что стоишь ты под водой? Выйди хоть на час И поймай кого из нас! Затем произносят: «Ночь»,— и приседают, а «водяной» с закрытыми глазами идет в любую сторону, стараясь кого-нибудь поймать. Поймав кого-нибудь, «водяной» старается узнать, кого он поймал: ощупывает голову, одежду. Если «водяной» узнал пойманного, то становится на его место, а пойманный и узнанный становится «водяным». Если пойманного «водяной» не узнал, то он еще раз выполняет эту роль. "Ворон». Матка ведет «караван» игроков по кругу. Игроки держатся друг за дружку, за пояса. Ворон (голящий) сидит в центре круга, травку щиплет, землю роет. М а т к а (начинает игру). Что, Ворон, делаешь-то? В о р о н. Ямку рою. М а т к а. А на что тебе ямка? В о р о н. Иголочку ищу. М а т к а. А зачем иголочка-то? В о р о н. Мешочек сошью. М а т к а. А мешочек зачем? В о р о н. Камешки класть. М а т к а. А камешки-то зачем? В о р о н. Твоих детей сшибать. М а т к а. А чем тебе детки мои досадили? В о р о н. Лук да чеснок погубили. М а т к а. Ты бы загораживал. В о р о н. А они перескакивают. М а т к а. Ты бы блин вешал. В о р о н. А они блин съедят. Ворон вскакивает и давай за «детками» гоняться. Матка их руками прикрывает, не дает ворону сцапать; ну а если он кого схватит да от каравана оторвет – тому быть вороном, и игра начинается сначала. Осенние игры на Покров Пресвятой Богородицы, Воздвиженье, Кузьминки, Семенов День: Игровой хоровод «Кто с нами»: дети идут навстречу друг к другу шеренгами и поют: 1-я колонна спрашивает, 2-я – отвечает): -Кто с нами, кто с нами жито молотити? -Мы с вами, мы с вами жито молотити! -Кто с нами, кто с нами муку просевати? -Мы с вами, мы с вами муку просевати! -Кто с нами, кто с нами тесто замесити? -Мы с вами. Мы с вами тесто замесити! -Кто с нами, кто с нами пирог выпекати? -Мы с вами, мы с вами пирог выпекати! (Образуют большой круг, берутся за руки и говорят): Вот такой вышины! (поднимают сцепленные руки вверх) Вот такой ширины! (отходят назад, расширяя круг). «Завивайся, капустка» Дети встают в круг, берутся за руки и под песню за ведущим (Капустой) начинают движение по кругу, поют: Завивайся, капустка, Развивайся, капустка, Завивайся, белая, Развивайся, белая. Становись вот такая, Становись вот такая Вот такая тугая! Вот такая большая! Ведущий с каждым кругом все более сужает круг («завивает капусту»). Во втором куплете дети поворачиваются за последним в цепочке и идут обратно топающим шагом («развивает капусту»). Капуста: Уродилась я на славу, Голова бела, кудрява. Кто любит щи – меня в них ищи! «У медведя во бору». Выбранный медведь спит в берлоге, дети идут в лес за грибами, ягодами и поют песню: -У медведя во бору, грибы, ягоды беру. Медведь постыл, на печи застыл! Медведь просыпается, бежит за игроками, пойманный становится медведем.
«Бояре, а мы к вам пришли». Играющие делятся на две группы, которые встают стенками друг против друга, держась под руки. «Стенка» парней — «бояр» подходит к «стенке» девушек -"боярынь" на первый куплет песни(«Бояры, а мы к вам пришли»); притопывают ногой и отходят на прежнее место («Молодые, а мы к вам пришли»). Следом подходит «стенка» девушек с пением («Бояры. вы зачем пришли») и отходят на своё место («Молодые, вы зачем пригали'»). Дальше следует поочередное движение стенок друг на друга. На словах "Нам вот эта мила (т.е. невеста), парни выбирают девушку и ставят её к себе в «стенку». На словах «Она у нас дурочка», «стенка» медленно приближается к «боярам», кланяется им одновременно и отходит на своё место («Ой, ди — младо...»). Таким же образом действует «стенка» парней. Это движение продолжается до конца хоровода. Бояре, а мы к вам пришли, Молодые, а мы к вам пришли. Бояре, вы зачем пришли, Молодые, вы зачем пришли. Бояре, мы невест выбирать, Молодые, мы невест выбирать. Бояре, вам какая мила, Молодые, вам какая мила. Бояре, нам вот эта мила, Молодые, нам вот эта мила. Она у нас дурочка, дурочка, Ой, дим-ладо, дурочка. А мы ее выучим, выучим, Ой, дим-ладо, выучим, выучим. А чем-же вы вывчите, вывчите, Ой, дим-ладо, вывчите, вывчите. А мы ее плеточкой, плеточкой, Ой, дим-ладо плеточкой, плеточкой. Она будет плакати, плакати, Ой, дим-ладо плакати, плакати. А мы ее пряничком, пряничком, Ой, дим-ладо пряничком, пряничком. В нашем полку убыло, убыло, Ой, дим-ладо убыло, убыло, В нашем полку прибыло, прибыло, Ой, дим-ладо прибыло, прибыло. В нашем полку слезы льют, слезы льют, Ой, дим-ладо слезы льгот, слезы льют. В нашем полку вино пьют, вино пьют, Ой, дим-ладо вино пьют, вино пьют.
«Мельница». Играющие встают в круг, каждый участник, не сходя с места, кружится. При этом все поют: Мели, мели мельница, Жерновочки вертятся! Мели, мели засыпай И в мешочки набивай! На последнем слове песни все должны остановиться и стоять не шевелясь. Кто упадет или не сумеет вовремя остановиться, тот из игры выходит, остальные повторяют песню, и опять кружатся. Остается в круге самый выносливый. Он и выигрывает. «Огородник». Каждый из играющих называет себя каким-нибудь овощем. Все становятся в круг. Один — «огородник» — выходит в середину круга и стучит палкой по земле. Его спрашивают: -Кто там? Он отвечает: -Огородник. -Зачем пришел? -За репой! После этого все ведут хоровод, приплясывают и приговаривают: Сверху репа зелена, Посередине толста, К концу востра, Прячет хвост под себя. Кто к ней ни подойдет, Всяк за вихор возьмет. «Огородник» должен назвать, кто из ребят репа. Если угадает, то «репа» от него убегает, а он за ней.
В данном пособии приведены лишь некоторые игры, подходящие к проведению народных праздников на интерактивном ландшафтном комплексе. |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.