Музей народного быта «Русская изба»
Музейный маршрут "Двор Мастеров"
12 февраля [ср]
На территории Интерактивного ландшафтного комплекса разработан музейный маршрут "Двор Мастеров", где представлены старинные ремесла : Фольклорная программа«Двор Мастеров».На территории Интерактивного ландшафтного комплекса « В гостях у Солнышка» расставлены лавки, столы с предметами и орудиями труда разных старинных профессий и ремесел. Дети-представители разных профессий на территории комплекса. Гости находятся за территорией, у ворот. Звучит аудиозапись «Звучание гуслей» Ведущая: Уважаемые гости! Сегодня я буду вашим гидом по одной из экспозиций нашего музея. Здесь под открытым небом расположилась экспозиция «Двор мастеров». И сейчас мы с вами как будто бы, перенесемся в далекое прошлое. И разговор сегодня пойдет о старинных русских ремеслах. Были на Руси профессии уважаемые и редкие, сложные и загадочные. Одни не дошли до наших времен, другие получили новое рождение, третьи и вовсе сгинули. Что же представлял собой рынок труда на Руси? Русский народ любил трудиться, никогда не сидел без дела, разве что в праздники позволял себе немного расслабиться. И сейчас мы с вами в этом убедимся. Я предлагаю вам заглянуть на Двор Мастеров. (гости проходят на территорию двора) Ведущая (девочка) выходит из избы, встречает гостей Добрый день, гости, званные да желанные! Мы рады гостям , как добрым вестям! Лаской, добротой сердечной будет каждый наделен! Рады, рады бесконечно передать вам всем поклон! (кланяется) Дворик наш хоть небольшой, И народ в нём озорной. Мастера не любят скуки, Приложить умеют руки. Ведущая (девочка) подводит гостей к гончару: Вот Сидит тут старый дед , Глину месит много лет. Он найдет её повсюду - Лепит, льёт из глин посуду. Мы под властью его чар: Мастер дела тот гончар. Экскурсовод: С древних времен люди занимаются гончарным ремеслом. Гончарный круг появился у наших предков в одиннадцатом веке. Это позволило древним умельцам создавать прекрасные изделия. Устройство станка было несложным, он вращался с помощью ножного привода, но посуда, которую удавалось сотворить гончарам того времени, поражает мастерством создания и разнообразием форм. Давайте послушаем, что скажет сам гончар о своей работе. Ребенок (дед): Круг гончарный, глина, вода: Будет посуда - будет еда! Я –Гончар, своё дело знаю, Глину в руках разминаю. На круг, насадив, начинаю вращенье, И вот оно сказочное превращенье, Из глины как сказка, как диво, как чудо Выходит различного рода посуда. Гости: ай, да посуда, хороша! Ведущая (девочка) : пройдемте сейчас к следующему стенду Пламя пышет жаром, льётся пот с лица Звонко бьёт по стали молот …Кузнеца. Экскурсовод: Профессия кузнеца появилась много тысяч лет назад. Первыми древнерусскими ремесленниками-профессионалами были кузнецы. Кузнец в былинах, преданиях и сказках является олицетворением силы и мужества, добра и непобедимости. В каждом городе и селе обязательно была своя кузня. Металл ковали с помощью специальных инструментов – молота и наковальни. Эти приспособления до сих пор используются в любой кузне. С давних времен профессия кузнеца пользовалась огромным почетом и уважением. Пламя, искры раскаленного металла — всё это превращало ремесло в священнодействие. Посмотрите, какие удивительные вещи изготовили русские кузнецы, мастера по металлу А что скажет об этом сам кузнец? Ребенок( Кузнец): Я кузнец - Молодец! На все руки удалец! Кую гвозди и подковы – Раз, два, три и все готово! Мое ремесло не простое: У наковальни стоять, Молот крепко держать, да железо ковать Экскурсовод предлагает пройти к следующему стенду Ведущая (девочка) : А в этой загадке еще одно ремесло скрывается. Ниточка, иголочка, полотно – светёлочка. Нить в светелочку войдет – Там цветочек расцветет. Экскурсовод: Ну, конечно же, это вышивальщицы. Искусство вышивания – очень древнее. Еще в 9 – 12 веках в Древней Руси украшали золотым шитьем одежду знатных людей и предметы быта. Вышивку выполняли иглой на различных тканях нитями льна, конопли, шелка, шерсти, серебра, золота, украшали ее драгоценными камнями. Все женщины на Руси, из поколения в поколение, передавали не только свое мастерство, но и знания узоров, их сакральное значение и использование их на тех или иных бытовых предметах. Обучались вышивке девочки с 5-6 лет, как только могли держать иголку в руке. Давайте послушаем, что об этом сами говорят вышивальщицы Девушки вышивальщицы: 1 вышивальщица : Вышивала девушка кружевной платок. Завязала ,милая, на счастье узелок. Разложила рядышком нитки мулине. Белые ромашки на ее окне. 2 вышивальщица: Улыбнулось девице солнце из-за туч И скользнул по вышивке ярко красный луч. Расплескалось озеро голубой каймой. Выткались березки с молодой листвой. 3 вышивальщица: Вышивала девушка милому платок. О любви расскажет каждый лепесток. Расцветали нежностью яркие цветы И в узор вплетались девичьи мечты. Экскурсовод приглашаем пройти дальше Ведущая(девочка ) дальше предлагает пройти к следующему мастеру. А вот под окошком старуха сидит То мрачно, то смело кудель свой вертит Старинная прялка на лавке стоит. Шерсти моточек напрясть нам велит. Экскурсовод: Для производства пряжи использовались деревянные прялки. Прялки очень часто украшали резьбой и росписью. Волокно для пряжи закреплялось на лопаске прялки с помощью веревки. Пряха садилась на донце прялки и левой рукой работала с куделью, а правой с веретеном. Давайте послушаем саму пряху. Ребенок (Старуха): Я пряду, пряду кудель, Я качаю колыбель. Прялка, прялка не гуди, Мою Настю не буди. Ты тянись, тянись мой лён, Ты сойди на Настю, сон. Баю, баю, баю, бай, Сонных глаз не размыкай! Экскурсовод : Невелико веретено, а всех одевает оно. Ведущая (девочка) предлагает пройти к следующим мастерам Бить баклуши с давних пор Приучался наш народ. Дело, знамо, не простое Очень нужное такое! Экскурсовод: А что, по вашему мнению, означает выражение «бить баклуши»? Да, в нашем понимании это означает бездельничать. А на самом деле баклушами называли заготовки из дерева для ложек. Были на Руси мастера, которые били баклуши -это ложкари или ложечники Как известно, в старину русские крестьяне пользовались исключительно деревянной посудой. Особой популярностью пользовались ложки. И для многих семей подсобные деревообрабатывающие промыслы были основной статьей дохода. Давайте послушаем ложкарей Выходят дети с расписными ложками 1 реб :Прадед наш баклуши бил, деда с папой научил. Папа научил меня-бьет баклуши вся семья! 2 реб: Проще самого простого – по полену топором. Раз и чурочка готова, будет ложкою потом 3 реб: Дед наш ложкорез искусный. Ложки чудо, все с них вкусно! Каши, щи, кисель компот. Раскрывай пошире рот! Ведущие провожают гостей к следующему мастеру Ведущая (девочка) В поле сеять семена- Это дело не пустяк И, поэтому, в хозяйстве без плевальщиков никак Экскурсовод: Плевальщики зарабатывали себе на жизнь вовсе не тем, чем, возможно, вы подумали. Они сеяли репу. Почему плевальщики? Да потому что семена у репы очень мелкие, в одном килограмме – больше миллиона. Сеять обычным способом их просто невозможно. Вот и придумали выплевывать семена. Профессия эта была одной из самых почетных на Руси, а хорошие плевальщики ценились на вес золота. Давайте послушаем плевальщика. В рот семян я наберу Во все стороны плюю Репа вырастет крупна, Будет в доме нам еда. Экскурсовод и Ведущая (девочка): Уважаемые гости, мы предлагаем вам пройти в наш зрительный зал экспозиции (гости садятся на лавки).Здесь в этом зале вы познакомитесь с древними профессиями иного характера. Давайте посмотрим. Ведущая (девочка): Они на базарах, на княжьих пирах На игрищах тон задавали. Играя на гуслях, волынках, гудках На ярмарках люд потешали Экскурсовод: Царя при дворе развлекал шут, ну а людей на улицах и площадях забавляли скоморохи. Особенно любили скоморохи работать во время ярмарок и различных народных гуляний. Еще бы! Народ шел добрый, за хорошую шутку и шапкой новой мог одарить. Скоморохи были мастерами на все руки: и острословы, и музыканты, и певцы, и исполнители различных сценок. Народу нужны острые ощущения? Вот вам медведь! Хочется резкости да прыти? Скоморох готов неустанно выполнять всевозможные акробатические па. У каждого скомороха было свое амплуа: комедиант, потешник, ломака, шут. Как известно, власти не очень жаловали людей этой профессии, однако поймать скоморохов было достаточно сложно. На одном месте они не задерживались, кочуя из одного города в другой. Выходят скоморохи: Девочка : Эге-гей, народ честной, заходи скорей, не стой! Начинаем своё представление, заходите, вас ждут с нетерпением. Мальчик : Заходите, торопитесь, наши милые друзья, Отдыхайте, веселитесь, здесь скучать никак нельзя! Экскурсовод: Славный русский наш народ Жить не может без хлопот: Шьет, рисует, вышивает, Пилит, рубит и строгает, Лапти новые плетет, Печку русскую кладет. Скоморох(девочка) : Куманек, зови народ, Кто играет и поет, Тех, кто любит песни, пляски, Прибаутки, игры, сказки, Хороводы чтоб водили Душу песней усладили, Скоморох (мальчик): Мастера все удалые, А в гулянье – озорные. Коль веселье – веселись, Коль работа – потрудись! Петь частушки выходи, Радость всем нам подари. (Дети становятся перед гостями полукругом, поют частушки): Частушки про ремесла 1. Мы веселые ребята, (все вместе) Интересно все живем, Про народные ремесла Вам частушки пропоем. 2. Дайте лен, дайте лен, Дайте сорок веретен, Стану прясть - попрядывать, На дружка поглядывать. 3. Шила милому кисет, Вышла рукавица. Посмотри, мой дорогой, Какая мастерица. 4. Моя прялка не прядет, Колесо не вертится. Что-то милый не идет, Видно, долго сердится. 5. Шила, шила сарафан, Исколола пальчики. А надела сарафан – За мной гурьбою мальчики. 6. Повстречались мы с миленком У лесочка на мосту. Про лесочек, про мосточек Нынче кружева сплету! 7. Посоветую подружке: «Без Петрушки не грусти! Лучше сядем за коклюшки, Будем кружево плести». Экскурсовод: Русские люди всегда много трудились, пахали землю, выращивали хлеб, а еще изготавливали различные изделия для украшения своего дома, сувениры, игрушки для продажи на ярмарке. Природа давала людям главный материал для изделий - это глина и дерево. В старину зарождались народные промыслы, им занимались целые деревни на Руси. А с приходом весны везли свои товары на ярмарку. Ну и кто же работал на ярмарке? Сейчас мы увидим представителя еще одной древней профессии. Кто же он? Ведущая (девочка) : Однажды в понедельник, Крича на весь базар, Мальчишка-коробейник Расхваливал товар (под музыку «Эх полным полна моя коробушка».. выходит Коробейник) Экскурсовод: Коробейниками, ходебщиками или офенями называли торговавших по всей Руси крестьян. Свой товар они носили в больших лубочных коробах, отсюда и название – коробейники. Отношение народа к офеням было различное. С одной стороны, офени зачастую были единственными источниками новостей, рассказчиками баек и сплетен, с другой – русский народ как-то всегда с недоверием относился к людям, предлагающим что-то купить. Коробейник 3: Подходи дивиться чуду, Добрых рук умению. Удивляться долго будем Земляков творению У меня товары дельные, Подходи-ка веселей. Плату я беру не деньгами, А улыбками гостей! Коробейник проходит к гостям, раздает подарки. Экскурсовод:
Крестьянский труд всегда нелегкий: То шерсть напрясть, то лапти сплесть, Пошить на всю семью обновки, Конечно, всех забот не счесть. Да так уж на Руси идет, что талантливый народ Сам себе и жнец и швец, и на дудочке игрец! Дети все встают полукругом перед гостями , исполняют песню Песня «Русский сувенир» Дорогие гости, как вы уже догадались, на нашей экспозиции сегодня были представлены некоторые ремёсла и профессии древней Руси, со временем экспозиция старинных ремесел будет меняться, будут представлены другие ремесла и профессии ,так ,что приходите к нам еще! |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.