Музей народного быта «Русская изба»
Подборка конспектов занятий
02 - 25 марта
В музее-избе проходят интересные посиделки,занятия, на которых воспитанники знакомятся с предметами быта, с народными традициями,с русским народным фольклором.Ниже предложена подборка конспектов. Тематика занятий определена согласно плану на текущий год. "О тебе рассказ, печка русская".Цель:Продолжать знакомить детей с бытом и убранством русской избы. Задачи:Закрепить знания детей о назначении печки в избе, пополнить словарный запас:«лежанка», «заслонка», «вьюшка», «шесток». Создавать радостное настроение. Ход. Хозяйка встречает гостей: Здравствуйте, гости дорогие! Стылый ветер в окна ломит Снегом тропки замело А в моей старинной горнице И уютно и тепло. А в моей веселой горнице Вновь полным - полно гостей. Все уселись, дожидаются Новых сказок и затей. Будут,будут вам сегодня и сказки, и затеи ,и чудеса разные . Вот только в печку загляну, как она топится. Ой, не топится, ребятки, печка! Дымит только…фу, дыму сколько! Дрова, что ль сырые? Да нет, просушенные за лето в поленнице. И растопка хорошая, щепки тонкие, сухие. Что с тобой печка-матушка? Как растопить тебя поскорей, да пожарче? Голос печки: отгадайте как загадку, тогда подскажу Раненько вставала, черен рот разевала, Дрова поглотала, запела, затрещала. Внутри покраснело-вокруг потемнело. (Печка) Хозяйка:верно – это печка! Рано её хозяйки в старину растапливали, затемно ещё. А как же! И избу надо обогреть, и скотине всей пойло наготовить, и еды на весь день наварить, и хлеб испечь. Вот так- то доставалось утром печке и хозяюшке. Ну разгадали загадку, теперь и растопку в печку… Горит,но не шибко что-то. Надо ещё растопки! (берет вторую бересту), и тут загадка: Широка,тепла кровать, Всяк,на ней хотел-бы спать. Только знают все давно, что на ней отведено место испокон веков для детей и стариков. (Печка) Хозяйка:Умники-разумники! Точно печка. Вон, какая на ней «лежанка» широкая устроенная!Самое теплое место для спанья. Старикам и деткам в самый раз ( кладет бересту в печку). Ишь ,разгорается помаленьку! Да всё еще чадит что-то, придется брать ( читает на следующей бересте) Что за лекарь -толстуха? Тело бело, черно в брюхе На загривок к ней залезь- Всю простуду, хворь любую Вытянет к утру из вас (печка) Хозяйка:молодцы, угадали. И это тоже печка. Кирпич то из красной глины, из которого печи кладут, целебную силу имеет, если горячий разогретый. Любую хворь из груди вытянет из костей. Это уж точно. Вот ведь печка – то какая лекарка! ( кидает растопку в печку). Ой, надо ещё растапливать. Глядите и на этой берестинке загадка Дым клубится из трубы, Баня прям посредь избы Веник в руки и скорей на здоровье парься в ней (печка) Угадали загадку то? И это печка! В старину в ней, бывало, мылись. Натопят пожарче печку, уголья да золу выгребут, соломы настелют,шайку с водой туда задвинут – и полезай в печку мыться! Ну, вот, растопили на славу. На дровах огонь, пламя шустрое, Жарко топится печка русская. И сверчок поёт, где то рядышком. Хорошо с тобой печка матушка! Вот так то, ребятушки, что завели мы речи о доброй и уютной, О русской нашей печи- С озябшими ребятами, С горшками,да ухватами, С растопкой берестяной Да с домовым за трубой… Домовой:( из –за печки) Что я слышу? ой-ёй- ёй! С домовым за трубой? Нету дыма без огня: кто то вспомнил про меня! Живу я недалече, вот тут за русской печи. Я за варевом слежу, да порядок навожу. А ленивую хозяйку и грязнулю и зазнайку, накажу! Раскидаю я стаканы, распугаю тараканов, Брошу лапоть в чугунок, впрок пойдет такой урок. Вот такой я озорной. Знамо дело-Домовой! Хозяйка: А помню,рассказывала мне матушка в детстве… Раньше печки при трубе вовсе не было в избе. Люди в избах черных жили, в каменке огонь палили Копать , сажа все черно, валит дым через окно Домовой: Было так немало лет, и вот, как рассказывал мне дед Стали мастера,прикинув, кирпичи лепить из глины А чтоб те покрепче были, в жарком их огне калили. И из этих кирпичей понастроили печей. Хозяйка: А чтоб стен не закоптил ,в крышу дырку прорубили, Как протопят,так заткнут, чтоб тепло осталось тут. Домовой: А потом смекнул народ: не сложить ли дымоход, Чтобы дым пошел до крыши, в дымоход, все выше, выше Поднимался по трубе. Будет чай теплей в избе. Хозяйка: Кто сумел за дело взяться, печником стал называться Всяк печник свою науку передал сынку аль внуку. Сохраняясь в каждом роде, жило мастерство в народе. Далее Хозяйка знакомит детей с элементами печи :лежанка, вьюшка, заслонка, шесток, подпечье, устье. Рассказ сопровождается показом иллюстраций. Хозяйка: Русской печки нет добрее всех она накормит ,обогреет. Угости нас, печка матушка, испеки ты нам оладушки! (Чаепитие) .
"Деревенская изба" .Цель: Знакомить детей с бытом и убранством избы. Воспитатель: Мимо леса на краю села Стоит высокая изба. Печка топится дымок идет Видно кто- то здесь живет. Постучим в избу испросим Может в гости нас попросят Хозяйка встречает гостей ,усаживает на лавки. Деревенская изба и уютна и светла. Сей избы хозяйка я,велика моя семья: Есть девчонки-веселушки, озорные хохотушки. Есть ребята–молодцы, озорные удальцы. Пока все ушли гулять в избе буду прибирать. (подметает веником). Хозяйка : я гостей весь день ждала, в избе порядок навела. И сама принарядилась. Посмотрите,как в моей избе уютно, красиво, светло и тепло. А вы знаете ,дети , из чего сделана моя изба? (ответы детей) Хозяйка: правильно из дерева. Избы строили из сосны и ели. Рубили прямые ровные деревья, получались бревна, из них строили сруб( от слова рубить). Избы строили не используя ни одного гвоздя. Затем прорубали окна, крышу крыли соломой.(показ картин, фото) Как выдумаете, почему сложили такую поговорку : «Дом построить-не не шапку надеть?» (ответы детей). Хозяйка: А вы знаете, что окна в доме- это лицо дома?. А дорога, которая проходила под окнами, т.е. у «лица» дома ,называется –улица. Так появилась улица. Хозяйка : Русь деревянная, края дорогие Здесь издавна русские люди живут Они прославляют жилища родные Раздольные песни поют. Дети слушают песню «Русская изба» (сл. и музыка З. Роот) Хозяйка:Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Мельница» (играющие встают в круг, кружатся вокруг себя) Мели, мели ,мельница, Жерновочки вертятся. Мели,мели ,засыпай И в мешочки набивай. ( на последнем слове песни все должны остановиться и стоять не шевелится.Кто из игроков упадет или не сумеет вовремя остановится,тот из игры выходит .) Хозяйка:дети ,из каких частей состоит изба? Хозяйка:сначала идут «сени»-это холодный, неотапливаемый коридор (показ иллюстраций).Заходим в избу, а там еще одна комната-горница (показ иллюстраций) А что находится в горнице?-отгадайте- как мои загадки: 1.Дом белый,дверь черная. Хозяин красный. Что в дом вошло- в небо ушло.(печка) 2.Под крышей ножки, на крыше –ложки, А рядом с ним с похлебкой плошки.( стол) 3.У бабушки сейф. Он давно уже не новый, К тому же совсем не стальной, а дубовый. Он скромно стоит у неё в уголочке. В нем бабушка держит халаты, носочки, Отрезы на платья, немножечко пряжи Пуховый платочек и пенсию даже. Но только не дверца,а крышка на нём. Тяжелая очень с висящим замком.(Сундук) 4. Стоит кошка о четырех ножках (Лавка). 5.днём спит на ней подушка, а по ночам Андрюшка.(Кровать) 6.стригли,щипали,а после чесали, чисто,чисто, пушисто к доске привязали(Прялка) 7.Стоит толстячок, подбоченив, бочок, Шипит,шипит, всем чай пить велит.(Самовар) Хозяйка: в русских селениях гостей привечают, без угощения домой не пускают. Угощения приготовила и я ,приглашаю отведать их друзья! ( дети садятся пить чай )
"Только трудом держится дом".Цель :Знакомить с особенностями крестьянского труда в разное время года. Задачи :1.Выучить пословицы о труде. 2.закрепить знания о предметах труда(прялке, гончарном круге, льночесалке, и т.д.) 3. уточнить знания о ремёслах. 4.воспитывать любовь и уважение к труду крестьян Ход. Хозяйка встречает гостей: Здравствуйте ,гости дорогие, желанные! Рада видеть вас в моей деревенской избе. На улице холод и мороз , а в избе тепло и уютно. А сколько стен у дома? (4)Правильно четыре. А где четыре стены, там беды не страшны! А где любовь и совет, там и горя не. А ещё говорили на Руси: «Гость на порог- и счастье в дом». А кто же в доме главный? (хозяин и хозяйка). Ведь без хозяина дом -сирота, а хозяюшка в дому, что оладушек в меду: сама прибирает, сама угощает, сама за всё отвечает. -Чем же занимаются люди в избе зимой?(ответы детей) Хозяйка загадывает загадки и показывает картинки 1 . Ниточка,иголочка,полотно-светёлочка Нить в светёлочку войдёт- Там цветочек рассветёт (Вышывальщица) 2. Изготовлю вам из глины: Миску, крынку и горшок. У меня отличный дар, Ремесло мое….(ГОНЧАР) 4. Нужен вам половик или ткань красивая, изготовлю в один миг. Управляюсь лихо, Ремесло мое…(ТКАЧИХА) 5.Надо лошадь подковать, Изготовить ключ к замку, Что угодно – все смогу. Даже меч – кладенец, Ремесло мое - ….(КУЗНЕЦ) 6. Сколочу вам лавку, стол, Да еще скамейку. Вовсе не охотник, А самый лучший ….(ПЛОТНИК) Дидактическая игра «крестьянский труд». Хозяйка предлагает детям рассмотреть иллюстрации с орудиями крестьянского труда и назвать профессию к которой относится это орудие. Хозяйка : Недаром народ сложил много пословиц о труде: -Горька работа, хлеб сладок -Без труда не вытащишь и рыбку из пруда -Кто не работает ,тот не ест -Кто любит трудится, тому без дела не сидится. -Где работают ,там густо, а в ленивом доме пусто. -Только трудом держится дом -Дом вести не бородой трясти -Дом не велик,а стоять не велит. Хозяйка: Славный русский наш народ Жить не может без хлопот Шьёт,рисует ,вышивает Пилит,рубит и строгает Лапти новые плетёт Печку русскую кладёт Мастера все удалые, А в гулянье озорные Коль веселье-веселись Коль работа – потрудись Хозяйка : уже третье тысячелетие шагнуло в наши дома ,и пусть везде сейчас используются новые технологии,но народные ремёсла будут жить в душах и в сердцах людей,в тех семьях,где любят мастерить своими руками ,любят красоту, оригинальность и неповторимость.Ведь каждый человек уникален, а значит, и творение его тоже уникально,неповторимо,индивидуально.
«В каждой крошке хлеба -труд». Цель: Знакомить детей с трудом хлебороба. Задачи: -Учить подбирать к существительному несколько прилагательных; -Воспитывать уважение к труду земледельца, пекаря, бережное отношение хлебу, понимание недопустимости игры с едой; -пополнить словарный запас: серп, коса, молотилка, жернова -Развивать любознательность детей. Оборудование: настоящий каравай, салфетка, зерно пшеницы, мука, соленое тесто, серии картинок «Что сначала, что потом», слайдовая презентация: «Откуда хлеб на стол пришел», старинные орудия труда: серп, коса. Ход . Хозяйка избы усаживает детей на лавки: Сегодняшнюю встречу хочу начать с загадки, а отгадка спрятана под салфеткой Отгадай легко и быстро: Мягкий,пышный и душистый, Они черный, он и белый А бывает подгорелый (Хлеб). Хозяйка:правильно, это хлеб ( показ каравая).Хлеб, хлебушко с румяной корочкой, мягкий,душистый. Он самый главный на столе. Хлебные изделия не только вкусны, но питательны. Хлеб мы едим несколько раз в день, а он не приедается. О хлебе есть очень много пословиц и поговорок «Хлеб- всему голова», «Хлеб –начало всех начал», « Много снега- много хлеба» , «Не велик кусок пирога, а стоит много труда» Хозяйка:Да, ребята, много людей потрудилось, прежде, чем хлеб пришел к нам на стол.Хлеборобы сеяли зерно, выращивали его, комбайнеры собирали зерно. (показ слайдов). А потом зерно отвозили на элеватор, там его сортировали, сушили и хранили. Часть зерна сразу отправляют мельницу, где из него делают муку, а муку отвозят в магазины и на хлебозаводы. (показ слайдов). Вот тогда за дело принимаются мастера –пекари. А раньше в давние времена хлеб сеяли вручную, колосья срезали серпом или косили косами(косари), а потом мололи на мельницах (показ картинок). Много людей трудятся днем и ночью, чтобы вы ели свежий, душистый хлеб. А вы, ребята, хотите поработать пекарями? (ответы детей). Поиграем с вами в шуточную игру «Замесим тесто» (физкультминутка) Ой,ладошки, ладушки. Мы печем оладушки (хлопки ладонями) Замешиваем тесто, А тесту в миске тесно ( имитируют помешивание по кругу) Тесто выпало на стол, Тесто выпало на пол (присели) Тесто убежало (легкий бег на месте) Начинай сначала. Хозяйка:А сейчас давайте присядем и отдохнем, послушайте стихотворение С. Михалкова «Булка». Три паренька по переулку, играя, будто бы в футбол, Туда-сюда гоняли булку, и забивали ею гол. Шел мимо незнакомый дядя, остановился и вздохнул. И на ребят почти не глядя, к той булке руку протянул. «Ты кто такой?» - спросили дети, забыв про время ,про футбол. «Я пекарь» - человек ответил и с булкой медленно ушел. Даже не верится нам с тобою, что кто-то сорит чудом земли. Сердце за хлеб обливается болью, когда он лежит в придорожной пыли. Хозяйка:Что хотел автор С. Михалков рассказать нам о хлебе? Да, хлеб надо беречь, нельзя играть с хлебом. Хлеб наше богатство,.Русский народ испокон веков с уважением относился к хлебу. Его не резали ножом, а аккуратно отламывали. Давайте расскажем «Какой хлеб?» (проводится игра по кругу дети должны назвать качество хлеба- румяный, свежий и т.д.) .Молодцы. Наше занятие подошло к концу. Я думаю, что вы сегодня очень многое узнали. Но самое главное- это то, что вы знаете , сколько труда нужно вложить, чтобы на столе всегда лежала свежая булка и каравай. Человек привык трудиться- Люди,пашут, сеют, жнут. В каждом зернышке пшеницы В каждой крошке хлеба- ТРУД! Чаепитие с хлебом (караваем)
«Проматерь хлеба».Для детей старшей и подготовительной групп. Программное содержание: · Знакомить детей с традиционной пищей русского народа · Познакомить с историей каши · Закрепить знания круп,из которых варят кашу. · Вспомнить некоторые сказки,где упоминается каша. Хозяйка усаживает детей на лавки. Кто из нас хоть раз в жизни каши не пробовал ? Проматерью хлеба величают её в народе. На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место в повседневном рационе ;она являлась одним из основных блюд, как бедных, так и богатых людей. Отсюда и русская пословица: «Каша-мать наша». Каша была обязательным угощением на свадебном пиру. Свадебный пир так и назывался –«кашей». Без каши на Руси не обходились рождественские праздники, крестины.Все знают знаменитую « Сороку- белобоку». Сорока-белобока Кашу варила, Деток кормила… А дальше помните? (дети произносят продолжение потешки, появляется сорока). Сорока: Как на Кашин день рождения Кашу принесли с вареньем. Так наелись я и ты- Разболелись животы. Знаете, милые детушки, без чего вкусной каши не бывает? Угадайте –ка мои загадки ,тогда мы назовём с вами всё,что для хорошей каши нужно. · Что всегда лежит поверх каши? (масло). · Не едят меня одну,и без меня ничего не едят (соль). · Жидкое ,а не вода, белое ,а не снег (молоко). · Я бел как снег,в чести у всех.и нравлюсь вам во вред зубам (сахар Сорока:молодцы ,ребята, всё назвали.А теперь мне пора-пойду кашу вам сварю, печка-то уже топится….(уходит). Хозяйка :пока сорока варит кашу, мы вспомним в каких сказках встречается каша? («Горшок каши», «Горшок» -сказки читали заранее). А сегодня я вам расскажу ещё одну русскую народную сказку «Каша из топора». (читает сказку). Хозяйка: · Как обхитрил солдат старуху? · Что попросил солдат у старухи сначала,потом? Сорока (выходит с кастрюлей дымящейся каши, начинает раскладывать кашу по тарелкам –по ложке на каждого-и приговаривать) Это вам не просто каша На тарелочке лежит. Зачерпни её ,дружок, Положи её в раток Это вам не просто каша С корочкой хрустящей А румяный теплоход самый настоящий! Хозяйка : ребята а вы любите кашу? А какую кашу больше всего любите? А может вы знаете стихи про кашу? Дидактическая игра «Угадай крупу». Хозяйка по очереди из мешочка достаёт крупу,дети на ощупь должны отгадать. (дети читают стихи) Чтец 1 Приехала к бабушке Маша Сварила ей бабушка кашу. «Садись гостья желанная , Остынет каша манная Каша сладкая с песком Да с душистым молоком Ну-ка ложку, Маша, Есть скорее кашу» Но руками Маша машет «не хочу я вашу кашу!». Чтец 2 : мы вдвоем с сестрою Клашей Воевали с пшённой кашей В две руки мешали Пригорать мешали Отошли к окошку Отдохнуть немножко- Каша пригорела Каша угорела К нам стучатся,нам кричат «почему в квартире чад?! Почему на кухне дым?! Объясняем толком им: Каша угорела, каша пригорела! Чтец 3 если в беспорядке мысли ваши Если в голове у вас сумбур Говорят в голове у вас-каша Только это ,друзья через чур Ведь согласитесь-ка ,ребята Что поговорка не права: Ну разве каша виновата Что бестолкова голова? (дети пробуют кашу)
Эх, лапти , мои!Интеграция образовательных областей: «Познание»,«Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Чтение художественной литературы»,«Физическая культура», «Конструирование». Виды детскойдеятельности: Игровая,коммуникативна,позновательно-исследовательская,музыкальная,конструктивная. Цель:Расширять представления детей о жизни русского народа в старину. Задачи: · Продолжатьформировать потребность в познанаии рукотворного мира. · Вызватьинтерес к старинной обуви и современным русским сувенирам-лаптям. · Приобщатьк устному народному творчеству через загадки, потешки, поговорки, сказки пролапти. · Развиватьмелкую моторику рук в конструировании коврика из полос. · Обогащатьсловарный запас словами: «лапти»,«лапоточки» , «лыко», «драть», «онучи». · Создаватьрадостное настроение при соприкосновении со стариной.
Оборудование: сундучок, лапти,картинки со старинной обувью, картины по сказкам про лапти, лыко(береста).
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок: «Лиса и лапоть»,«Как старуха лапоть нашла», «Чудесные лапоточки». Разучиваниерусской народной песни «Эх, лапти, мои».
Ход. Хозяйка встречает гостей, усаживает на лавки. Стылый ветер в окна ломится Снегом тропки замело, А в моей старинной горнице И уютно и тепло. А в моей веселой горнице вновь полным - полно гостей Все уселись , дожидаются Новых сказок да затей. Будут , будут вам сегодня и сказкии затеи , и чудеса всякие. Вот только загляну в волшебный сундучок, посмотрю,что нам домовенок Кузя приготовил (заглядывает в сундук). Ой, ребята, а там загадка спрятана Два братца не могут расстаться Утром в дорогу, ночью к порогу(обувь).
Хозяйка достает из сундучка картинки со старинной обувью -Посмотрите картинки на которых изображена старинная обувь .Накакие 2 группы можно разделить обувь?( на летнюю и зимнею).Положите картинки сзимнею обувью в синий круг, а с летней в красный круг. Хозяйка обращаетвнимание на лапти : в какой круг следует положить лапти? А чтобы выяснить,посмотрите на эти картинки( крестьянин в летней и в зимней одежде ).Выясняют,что лапти носили и зимой и летом, значит картинку кладем по середине.
Хозяйка: сегодня мы с вами поговорим про лапти (достает из сундучка, предлагает рассмотреть,объяснить почему так называются , для чего предназначены). -Лапти- это крестьянская обувь, сплетенная из лыка, охватывающая толькостопу ноги. Посмотрите, как аккуратно и красиво сплетены лапти. В старыевремена люди ходили в лаптях потому, что другой обуви у них не было, поэтомудрали лыко и плели лапти. Ребята, давайте выясним, чем хороша такая обувь? -лёгкая, удобная, ноги не потеют,бесплатно сделана, красивая и т.д. А чем плоха? -быстро портится, промокает. Нужно часто идти в лес. Хозяйка: Про лапти народ сочинилмного пословиц · Домвести - не лапти плести · Толькои родни, что лапти одни · Женитьсяне лапоть надеть · Вдорогу идти, пятеро лапти сплести. · Станешьлапти плесть, как нечего есть Хозяйка: Про лапти много сказок сочинили, какие сказки вы помните , гдевстречаются лапти? («Лиса и лапоть» , «Как старуха лапоть нашла», «Чудесныелапоточки», «Пузырь, соломинка и лапоть» )Показ иллюстраций к сказкам.
Физкультминутка. Ай, люли, люли, люли (руки полочкой перед грудью покачиваясь) Наши дети в лес пошли (ходьба на месте) Лыко собирали (имитация) Да в корзинки клали (имитация) А из лыка наперед (круговые движения кистями рук) Лапти батюшка сплетет Чудо лапоточки (хлопки в ладоши) Для своих сыночков.
Хозяйка: Сейчас в России есть много мастеров и умельцев, которыеплетут лапти, но уже как сувениры. Хотите посмотреть, как плетутся лапти?(показ иллюстраций пошагового плетения). Хозяйка: сегодня мы с вами тожебудем работать народными умельцами, будем плести коврик под лапти ( предлагаетдетям взять полоски из картона с плести коврик. В конце занятия дети предлагают домовёнку коврики и поют песню «Эх,лапти, мои».
« Деревянных дел мастера».Знакомство с Хохломским промыслом. Программное содержание: · Знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. · Познакомить детей с Хохломским промыслом,историей возникновения,технологией производства. · Учить находить характерные особенности Хохломских изделий. · Формировать эстетическое отношение к произведениям народного искусства. Ход Хозяйка : (встречает гостей у порога) Милости просим к нашему хлебу да соли, чайку покушать, да людей послушать.Ой, да из чего же мне вас угощать-то? Вся посуда у меня разбилась .Что же мне делать?Может купить новую? А где продаётся посуда?(в магазинах ,на базаре). А ещё на ярмарке.Вот мы с вами и отправимся сейчас на ярмарку. (открывается стенд «Ярмарка») Хозяйка : двести лет тому назад или триста Лесом тёмным да густым полем чистым Как при сказочном царе при Горохе Шли на ярмарку гурьбой скоморохи Первым всегда зазывала идёт Громко кричит –созывает народ 1-й скоморох 1-й скоморох: Налетайте,налетайте 2-й скоморох Покупайте,покупайте 1-й скоморох: Глянь, посуда хороша И для каши , для борща 2-й скоморох : Блюда,чайники и вазы Покупайте всё и сразу Хозяйка : конечно мы купим вашу посуду(открывает салфетку с глинянной посудой) - Ребята ,как вы думаете из чего сделана эта посуда? Кто делает глиняную посуду? Кто расписывает? (хозяйка берёт коробочку, на которой нарисован глиняный кувшин, открывает, достаёт оттуда осколки кувшина –силуэта и выкладывает на фланелеграфе в расброс Хозяйка : Ребята ,как узнать, что это было? (нужно собрать). Игра «Собери предмет». Хозяйка : Ребята, оказывается, глиняная посуда бьётся .А мне нужна такая ,которая не бьётся,не ломается и порче никакой не подвергается.Как вы думаете ,есть такая посуда? -Эй, вы скоморохи Болтуны и пройдохи Чем ещё нас удивите Все товары покажите! 1-й скоморох : на мой товар полюбуйся Только не торгуйся Ложки золочёные Узоры крученые 2-й скоморох: кому посуда для пищи-окрошки Чудо-блюдо,да чашки-ложки? Хозяйка : откуда посуда? Оба скомороха : к вам приехала сама Золотая Хохлома! (открывает салфетку). Хозяйка : Резные ложки и ковши Ты полюбуйся ,не спеши Там травка вьётся и цветы Удивительной красы Блестят они как золотые Все листочки как листочки Здесь же каждый золотой Красоту такую люди называют Хохломой. 2. а вот плошка-налей окрошку Возьми ложку- хлебай понемножку. 3. А вот стаканчик на столе Весь в золотой он Хохломе Весь в ягодках, травинках И в красненьких рябинках. Хозяйка : А из чего сделана эта посуда.? А вы знаете ,как она появилась? Говорят , будто давным- давно поселился в лесу за Волгой один мужичок –умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил. Посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу.и птицам пшена не забывал подсыпать .Прилетела как то раз к его порогу Жар-птица, он и её угостил. Задела Жар-птица золотым крылом чашу с кашей и превратилась чаша в красоту неописанную,покрылась чаша позолотой,расписанной лесной травкой и спелыми ягодами.Глаз отвести невозможно.За доброту и щедрость оставили жар-птица мужичку перо ,чтобы он сам мог расписывать деревянную посуду такой же красотой.Да ,ребята –это сказка,но с тех пор в тех местах ,где жил мужичок около села Хохлома делают мастера-умельцы удивительную посуду . Её так и называют Хохлома. Хохлома ,Хохлома Сколько в слове том тепла! Сколько света,сколько ласки Ведь пришла ты к нам из сказки Добрых,радостных ,цветных С детства всем нам дорогих Ты ведь роспись не простая Ты как сказка колдовская Манишь в поле и на луг Озаряешь всё вокруг. И не зря тебя порой Называют золотой! «И щи хлебать и плясовую играть».
"Знакомство с историей ложки".Программное содержание: · Продолжать знакомить с бытом и убранством русской избы. · Закрепить знания о кухонной утвари. · Познакомить с историей возникновения ложки. · Воспитывать уважительное отношение к предметам быта. Ход. Хозяйка встречает детей, усаживает на лавки. -Каждый день ,садясь завтракать или обедать, вы берёте ложку, которая лежит на привычном месте возле тарелки, и, наверное не задумывались,когда впервые люди начали есть жидкую пищу ложкой. А было это давным-давно. В те далёкие времена наши предки жили в пещерах, и и сначала им ложка не нужна была, потому что они пили воду через край, как мы из кружки. Но ,научившись добывать огонь, люди стали готовить пищу на костре. Пить горячий жидкий бульон через край и доставать мясо из бульона руками горячо и неудобно. Поэтому человек стал думать ,что бы ему такое сделать ,изобрести. И придумал ложку .Первую ложку древний человек вытесал из камня. как вы думаете: удобная это была ложка?(ответы детей) -Конечно, нет. Она была неровная и тяжёлая .Во время еды обжигала губы ,т.к. камень быстро нагревался от горячей еды. Потом люди стали делать ложки из кости или рога .Как вы считаете ,эти ложки были такими же неудобными, как каменные? _ потом ложки стали делать из бронзы, серебра и даже золота.. А вы знаете ,кто ел серебряными и золотыми ложками? (богатые люди: царь, князья, бояре). - А какими ложками ели простые русские люди в давние времена?(деревянными). -правильно, простые русские люди ели щи и кашу деревянными ложками(показ) Кто знает из какого дерева их вырезали (липы, осины, берёзы, клёна). Ложка получалась лёгкая, красивая и не нагревалась от горячей пищи. Вот и посмотрите, какие красивые деревянные ложки! - в старину русские люди ложку носили при себе в особых футлярах. Многие носили на поясе на шнуре, поэтому на конце их ручек есть круглые отверстия. Без своей ложки в гости не ходили. Даже царь Петр Первый брал с собой царскую ложку.он как и простые люди ел деревянной ложкой, украшенной резьбой - А с этими ложками вы уже знакомы, назовите их (металлические,пластмассовые,керамические) Дидактическая игра «Узнай из чего сделана». ( В мешочек складываются ложки и дети на ощупь определяют из чего сделана ложка). - Ложки на Руси делали с выдумкой.Расписные,вырезные,в разных краях были свои ложки,не похожие друг на друга. Хозяйка: Ребята ,а знаете сказку ,где рассказывается про ложку.(«Жихарка»). Так какая же была у Жихарки ложка? (золотая). -Да, у него была ложка золотая деревянная! Бывает такая ложка? - А вот и бывает! Слушайте: -Делали такие ложки много ,много лет тому назад бедные люди. они знали, что у богатых людей есть золотая и серебряная посуда. Им тоже хотелось иметь красивую посуду. Но где же взять простому человеку золото?И тогда крестьяне придумали очень интересный способ изготовления такой золотой посуды из дерева. Сначала вырезали из дерева посуду, затем покрывали тонким слоем жидкой глины, сушили ,полировали, наконец покрывали «серебряным» порошком.(алюминием)и расписывали. Расписную посуду покрывали лаком иставили в горячую духовку .От жары лак становился золотистым,а серебро под лаковой пленкой начинало гореть как золото.Вот какую замечательную посуду делали и до сих пор делают мастера –умельцы в нашей стране! У них просто «золотые руки» -что значит золотые руки? (мастеровые,умелые,трудолюбивые). Хозяйка: В России ложка-это не только посуда,но ещё и музыкальный инструмент.Музыканты-ложечники играют,постукивая ложками друг о друга,и звучит задорная плясовая мелодия.давайте сыграем вместе со мной на деревянных ложках! Наши ложки знает целый мир Наши ложки нынче русский сувенир Звонкие ,резные ложки расписные От зари до зари веселятся ложкари! (звучит русская народная мелодия ,дети играют на ложках).
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.