Музей народного быта «Русская изба»

Программа развития музея на 2014-2018 гг.

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №1 «Солнышко»

п . Некрасовское Ярославская область

Программа

развития музея народного быта

«Русская изба»

на 2014-2018 гг.

« От юбилея к юбилею»

2014 год

Паспорт программы

 

Наименование Программы

 

Программа развития музея народного быта «Русская изба» на 2014-202018 гг. (далее Программа)

Заказчик Программы 

Администрация  МБДОУ детский сад №1 «Солнышко»

Основание разработки программы

· Закон РФ «Об образовании»  №273 -ФЗ от 25.11.13 

· Приказ № 1155Минобрнауки России. Об утверждении ФГОС дошкольного образования 

·  Устав МБДОУ д/с№1 «Солнышко»  от 20.06.11

Исполнители Программы

Актив музея

Разработчик

Программы

 

Муравьева Татьяна Владимировна, воспитатель, руководитель музея

Цель Программы

Приобщение детей к историческому прошлому и к современным достижениям родного края

Задачи Программы

· Изучить историю возникновения и развития посёлка Некрасовское.

· Исследовать особенность быта, уклада жизни жителей посада Большие Соли.

· Провести поисковую работу в целях пополнения фонда музея.

· Вести поисковую работу по изучению жизни и деятельности людей, прославивших родной посёлок.

· Расширять сотрудничество с социумом

· Помочь детям раскрыть свои способности, реализовать их в различных образовательных областях: музыке, хореографии, художественном творчестве, коммуникации.

· Воспитывать любовь и уважение к родному краю.

Сроки реализации Программы

2014-2018 гг.

Объемы и источники финансирования

 

Местный бюджет Внебюджетные источники

2014 г. –  0 тыс. руб. 11, 4 тыс. руб.

2015 г. –  50,0 тыс. руб. 3,4тыс. руб.

2016 г. –  185,0 тыс. руб. 15,4тыс. руб.

2 017г.  - 12 ,0 тыс.  руб. 5,4тыс. руб. 

2018г.- 8,0 тыс.  руб.  3,4 тыс. руб.

Ожидаемые результаты

Приобщение детей к историческому прошлому и к современным достижениям родного края

Ответственные лица для контактов

Заведующая Маклакова Г.А. 

Руководитель музея Муравьева Т.В.

 

 

Пояснительная записка

 

Каждый человек – своего рода открыватель, он идёт к старым, как мир истинам своим путём. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина со своим обликом , со своей красотой. Предстаёт она в детстве и остаётся с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего села, семьи, корни. Каждый, кто любит свою малую Родину, должен знать не только её настоящее, но и её прошлое. Как жили наши предки, как трудились и праздновали праздники, каковы быт, обычаи, обряды.

Система работы в этом направлении развития детей требует организации особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Именно поэтому в детском саду был создан музей народного быта «Русская изба». Где предоставляется возможность введения детей в особый самобытный мир, путём действенного познания.

Анализ ситуации

Музей народного быта «Русская изба» детского сада №1 «Солнышко» как форма образовательной и воспитательной работы, был создан по инициативе педагогов и родителей в 2011 году. Он возник как результат собственной  поисково – собирательной и исследовательской деятельности.  Положительные результаты можно достичь только в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников педагогического процесса: детей, родителей, педагогического коллектива. Силами родителей и сотрудников детского сада была оформлена комната в виде русской избы, фасад комнаты имитирует бревенчатый сруб. Практически все экспонаты размещены в соответствии с канонами русских изб. Данный музей представляет дидактическое пособие по приобщению детей к истокам русской народной культуры и быта. Здесь проходят занятия по ознакомлению и изучению домашней утвари, орудиями труда, с предметами рукоделия и т.д., где любой экспонат дети могут потрогать, пощупать, посидеть на русской печке. Кроме того в избе-музее проводятся посиделки, календарные праздники.

Сегодня, изменившиеся условия существования и тем более, повсеместная информатизация, заставляет музейщиков, в том числе и нас, постепенно переосмысливать своё место в современном мире и пытаться или приспосабливаться и выживать в данных условиях, или искать пути и выстраивать новые модели своего развития. Детский сад №1 «Солнышко» расположен в исторической части посёлка. Некрасовское, раннее посад Большие Соли, в древности –Усолье и Соль Великая, насчитывает богатый исторический опыт.  В 2014 году посёлок Некрасовское будет отмечать большой юбилей- 800-летие. Соответственно через пять лет- 805 лет. В связи с этим возникла необходимость направить деятельность музея на юбилейные мероприятия, проводимые в нашем посёлке.

Некрасовская земля знаменита не только соляными источниками, памятниками архитектуры, но талантливыми людьми: художниками, скульпторами, архитекторами, мастерами – умельцами. Брендами Некрасовского являются «Солонка», «Девица Солоница» и «Огурец-молодец». Все эти факторы нужно использовать  в деятельности музея.

Разработка и принятие данной программы является важнейшим направлением реализации принципов образовательной политики, решением приоритетных  задач воспитания подрастающего поколения.

Программа определяет цели, задачи и направления совершенствования организации воспитания в системе образования, а также первоочередные меры, связанные с развитием воспитательной практики образовательного учреждения .

Образ будущего музея

Музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей. Участие в поисково- собирательной  работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогает дошкольникам узнать историю  родного края изнутри , понять ,как много сил и души вложили их предки в развитие родной культуры. Воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию.

Ключевыми событийными точками  деятельности музея являются  юбилейные даты в жизни поселка. Сфера деятельности охватывает музыкальный зал, изостудию. На базе музея создана фольклорная группа. На территории детского учреждения создан интерактивный ландшафтный комплекс: изба, колодец, солеварня, мельница , пруд и т.д.

Фонд музея значительно увеличен, собраны  материалы о выдающихся людях прошлого и настоящего нашего поселка,  разработаны и реализованы  проекты. Налажены  партнерские отношения с социумом.  Музей ведет просветительскую работу в пределах границ образовательного учреждения и внешнего окружения. Создана летопись детского сада. Изданы брошюры и буклеты. Создана электронная картотека фондов, сайт музея. На занятиях используются информационно-компьютерные технологии.

Основные сферы стратегических изменений

 

1.Сфера «развитие и воспитание».

 Развитие исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.  Составление  родословной воспитанников,  изготовление родословных древ. Изучение детьми фольклора,  как устного народного  творчества, так и музыкального и изобразительного творчества. Развитие у воспитанников такие качества, как коммуникабельность, художественный вкус, певческие и хореографические навыки.

2. Сфера «жизненного пространства музея».

В организацию деятельности музея комплексно включить: музыкальный зал, изостудия, интерактивная площадка детского сада, группы детского сада.

3.Сфера «отношений музея и внешнего окружения».

 Установление партнерских взаимоотношений между районным краеведческим музеем, районной библиотекой, домом культуры, художественной школой, районным СМИ, с центром детского творчества «Созвездие», творческим объединением «Вдохновение», управлением образования, МОУ «Информационно-методический центр».

4.Сфера «актив музея».

Установление обратной связи и единого взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса: заведующая- руководитель музея - актив музея – педагоги – дети -  родители.

5.Сфера «профессионализм кадров».

Повышение профессиональных навыков педагогов в  области музейной педагогики, выступление на педагогических советах с докладами по данной тематике. Посещение курсов повышения квалификации, обучающих семинаров. Знакомство с опытом работы музеев образовательных учреждений района и области. Проведение мастер-классов по разным тематикам.

Ожидаемые результаты реализации программы

 

1.Издан буклет «Музей народного быта «Русская изба».

2.Создана в рамках музея фольклорная группа «Ладушки».

3. Приобретены русские народные костюмы  для детей и взрослых.

4.Оборудован интерактивный ландшафтный комплекс  с использованием брендов поселка Некрасовское и некрасовского района.

5. Оборудован стенд в  музыкальном  зале «Успехи и достижения фольклорной группы «Ладушки».

6. Налажены партнерские отношения с социумом

7.Музей принимает участие в мероприятиях, приуроченных к юбилеям поселка Некрасовское.

8. Издана брошюра «Музей детского  сада от юбилея к юбилею родного поселка».

9.Создана электронная картотека фондов музея.

10.Создан сайт музея.

Конечный результат

 

Создано целостное  воспитательно - образовательное пространство по приобщению детей к историческому прошлому и к современным достижениям родного края.

 

План действий по достижению результатов

 

 

действия

сроки

Стоимость

Тыс. руб.

результат

ответственный

1

Реализация проекта «Некрасовскому-800»

2014

Актив музея

1.1.

Выявление позитивного опыта  музея, ресурсы для расширения поля дальнейшей деятельности

Январь-июнь 2014

Актив музея

1.2

Оформить материалы о выдающихся людях нашего посёлка

Сентябрь 2014

  1,0

Актив музея

1.3

Выявление площадей территории детского сада для реализации проекта «Интерактивный ландшафтный комплекс»

Октябрь-декабрь 2014

10,0

Заведующая детского сада

2

Реализация проекта «Фольклорная группа «Ладушки»

2015

2.1

Выпуск  буклета «Музей народного быта «Русская изба»

Январь-март 2015

3,0

Актив музея

2.2

Приобретение русских народных костюмов для детей

Сентябрь-декабрь 2015

25,0

Заведующая детского сада

2.3

Приобретение костюмов народных героев для взрослых

Сентябрь –декабрь

2015

25,0

Заведующая детского сада

3

Реализация проекта «Интерактивный ландшафтный комплекс»

2016

200,0

Заведующая детского сада

4

Реализация проекта «Использование интерактивной ландшафтной площадки». Методическое объединение

май

 2017

5,0

Заведующая детского сада

4.1

Приобретение информационных стендов

 июнь-август 2017

12,0

Заведующая детского сада

4.2

Создание электронной картотеки фонда

Сентябрь-декабрь 2017

5

Реализация проекта «Музей в год 805-летие Некрасовского»

Май-июль

2018

5,0

5.1

Выпуск брошюры

 «От юбилея к юбилею»

Июль

2018

3,0

5.2

Выпуск видеоматериала летописи  «Музей народного быта от юбилея к юбилею»

Июль-ноябрь

 2018

3,0

Актив музея

5.3

Создание сайта музея

Ноябрь-декабрь 2018

Актив музея

5.4

Выступление на педсовете « Реализация программы развития музея»

Декабрь

2018

Руководитель музея

6

Участие в праздничных мероприятиях, посвященных Дню поселка

ежегодно

Актив музея

7

Встречи с творческим объединением «Откровение»

Ежегодно 2раза в год

2,0

Актив музея

8

Публикация информации о деятельности музея в СМИ

ежегодно

Педагогические работники

Итого

294,0

Механизм реализации программы

Для реализации программы необходимо использовать механизмы,  формирующие жизненное самоопределение детей. Предлагается, что будут разработаны проекты, составлены годовые планы дошкольного учреждения с учетом мероприятий входящих в программу. В конце года проводить мониторинг. Отчет по реализации программы развития музея озвучивать на ежегодном публичном докладе перед общественностью.

Этапы реализации программы

1.Этап (2014г.) – Аналитический, прогностический. Создание условий для успешной реализации программы.

2. Этап (2015-2017гг.) - Основной. Реализация инновационных проектов.

3.Этап (2018г.) - Обобщающий. Анализ  достигнутых результатов по реализации программы,  подведения итогов и постановка новых задач.

Основные индикаторы  и показатели, позволяющие оценить ход реализации программы

 

Целевые  индикаторы эффективности реализации программы

№ п.п

 Наименование показателя

Целевые индикаторы

Ед. измерения

Значение показателя на очередной финансовый год и плановый период

 

2014г.

2015 г.

2016г.

2017 г

2018 г.

1

Количество детей, посетивших музей

% детей от общего количества детей в учреждении

%

52

56

60

62

64

2

Количество педагогов, привлеченных к занятиям с детьми исследовательскою деятельностью

% от общего числа педагогов учреждения

%

30

30

40

40

50

3

Количество мероприятий краеведческой направленности проведенных в учреждении

% от общего числа мероприятий

%

20

25

30

30

35

4

Удельный вес педагогических работников, использующих в своей работе ресурсы музея

% от общего числа педагогических работников учреждения

%

40

50

60

70

80

5

Количество детей посетивших музей из других дошкольных учреждений

% от общего числа детей учреждения

%

18

20

22

23

25

Для оценки эффективности программы применяются следующие показатели:

1. Доля воспитанников (педагогов), принявших участие в мероприятиях

 

Х  = Х п х 100%

Х ш

 где:

Х — доля  воспитанников (педагогов), принявших участие в мероприятиях

Х п - количество воспитанников(педагогов), принявших участие в мероприятиях

Хш – количество мероприятий

 

2. Доля реализованных мероприятий от числа запланированных в отчетном году, %, рассчитывается по формуле:

 

Мреал=  М х 100%

Мп

 

 где

Мреал доля реализованных мероприятий от числа запланированных  мероприятий в отчетном году, %;

М число мероприятий в отчетному году

Мп – число планируемых мероприятий за отчетный год.

3. Бюджетная эффективность Программы определяется как соотношение фактического использования средств, запланированных на реализацию Программы, к утвержденному плану:

фактическое использование средства  х 100%

утвержденный план

При значении показателя эффективности:

· от 70% до 100% – высокий уровень реализация Программы;

· от 40% до 70% – средний уровень реализация Программы;

· до 40% – низкий уровень реализация Программы;

более 100 процентов - реализация Программы считается наиболее эффективной.

Оценка эффективности реализации Программы производится путем сравнения фактического использования средств запланированных на реализацию Программы.

Бюджет программы

 


Годы реализации

всего

В том числе за счет норматива бюджетного финансирования

Тыс. руб.

В том числе за счет муниципального бюджета

Тыс. руб.

В том числе за счет других источников

Тыс. руб.

2014

11,4

-

-

11,4

2015

53,4

25,0

25,0

3,4

2016

200,4

100,0

85,0

15,4

2017

17,4

12,0

5,0

0,4

2018

11,4

5,0

3,0

3,4

итого

294,0

142,0

118,0

34


24 марта 2015 в 22:37

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.