Музей народного быта «Русская изба»
Программа развития музея на 2014-2018 гг.Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №1 «Солнышко» п . Некрасовское Ярославская область Программа развития музея народного быта «Русская изба» на 2014-2018 гг. « От юбилея к юбилею» 2014 год Паспорт программы
Пояснительная записка
Каждый человек – своего рода открыватель, он идёт к старым, как мир истинам своим путём. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина со своим обликом , со своей красотой. Предстаёт она в детстве и остаётся с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего села, семьи, корни. Каждый, кто любит свою малую Родину, должен знать не только её настоящее, но и её прошлое. Как жили наши предки, как трудились и праздновали праздники, каковы быт, обычаи, обряды. Система работы в этом направлении развития детей требует организации особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Именно поэтому в детском саду был создан музей народного быта «Русская изба». Где предоставляется возможность введения детей в особый самобытный мир, путём действенного познания. Анализ ситуации Музей народного быта «Русская изба» детского сада №1 «Солнышко» как форма образовательной и воспитательной работы, был создан по инициативе педагогов и родителей в 2011 году. Он возник как результат собственной поисково – собирательной и исследовательской деятельности. Положительные результаты можно достичь только в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников педагогического процесса: детей, родителей, педагогического коллектива. Силами родителей и сотрудников детского сада была оформлена комната в виде русской избы, фасад комнаты имитирует бревенчатый сруб. Практически все экспонаты размещены в соответствии с канонами русских изб. Данный музей представляет дидактическое пособие по приобщению детей к истокам русской народной культуры и быта. Здесь проходят занятия по ознакомлению и изучению домашней утвари, орудиями труда, с предметами рукоделия и т.д., где любой экспонат дети могут потрогать, пощупать, посидеть на русской печке. Кроме того в избе-музее проводятся посиделки, календарные праздники. Сегодня, изменившиеся условия существования и тем более, повсеместная информатизация, заставляет музейщиков, в том числе и нас, постепенно переосмысливать своё место в современном мире и пытаться или приспосабливаться и выживать в данных условиях, или искать пути и выстраивать новые модели своего развития. Детский сад №1 «Солнышко» расположен в исторической части посёлка. Некрасовское, раннее посад Большие Соли, в древности –Усолье и Соль Великая, насчитывает богатый исторический опыт. В 2014 году посёлок Некрасовское будет отмечать большой юбилей- 800-летие. Соответственно через пять лет- 805 лет. В связи с этим возникла необходимость направить деятельность музея на юбилейные мероприятия, проводимые в нашем посёлке. Некрасовская земля знаменита не только соляными источниками, памятниками архитектуры, но талантливыми людьми: художниками, скульпторами, архитекторами, мастерами – умельцами. Брендами Некрасовского являются «Солонка», «Девица Солоница» и «Огурец-молодец». Все эти факторы нужно использовать в деятельности музея. Разработка и принятие данной программы является важнейшим направлением реализации принципов образовательной политики, решением приоритетных задач воспитания подрастающего поколения. Программа определяет цели, задачи и направления совершенствования организации воспитания в системе образования, а также первоочередные меры, связанные с развитием воспитательной практики образовательного учреждения . Образ будущего музея Музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей. Участие в поисково- собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогает дошкольникам узнать историю родного края изнутри , понять ,как много сил и души вложили их предки в развитие родной культуры. Воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию. Ключевыми событийными точками деятельности музея являются юбилейные даты в жизни поселка. Сфера деятельности охватывает музыкальный зал, изостудию. На базе музея создана фольклорная группа. На территории детского учреждения создан интерактивный ландшафтный комплекс: изба, колодец, солеварня, мельница , пруд и т.д. Фонд музея значительно увеличен, собраны материалы о выдающихся людях прошлого и настоящего нашего поселка, разработаны и реализованы проекты. Налажены партнерские отношения с социумом. Музей ведет просветительскую работу в пределах границ образовательного учреждения и внешнего окружения. Создана летопись детского сада. Изданы брошюры и буклеты. Создана электронная картотека фондов, сайт музея. На занятиях используются информационно-компьютерные технологии. Основные сферы стратегических изменений
1.Сфера «развитие и воспитание». Развитие исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Составление родословной воспитанников, изготовление родословных древ. Изучение детьми фольклора, как устного народного творчества, так и музыкального и изобразительного творчества. Развитие у воспитанников такие качества, как коммуникабельность, художественный вкус, певческие и хореографические навыки. 2. Сфера «жизненного пространства музея». В организацию деятельности музея комплексно включить: музыкальный зал, изостудия, интерактивная площадка детского сада, группы детского сада. 3.Сфера «отношений музея и внешнего окружения». Установление партнерских взаимоотношений между районным краеведческим музеем, районной библиотекой, домом культуры, художественной школой, районным СМИ, с центром детского творчества «Созвездие», творческим объединением «Вдохновение», управлением образования, МОУ «Информационно-методический центр». 4.Сфера «актив музея». Установление обратной связи и единого взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса: заведующая- руководитель музея - актив музея – педагоги – дети - родители. 5.Сфера «профессионализм кадров». Повышение профессиональных навыков педагогов в области музейной педагогики, выступление на педагогических советах с докладами по данной тематике. Посещение курсов повышения квалификации, обучающих семинаров. Знакомство с опытом работы музеев образовательных учреждений района и области. Проведение мастер-классов по разным тематикам. Ожидаемые результаты реализации программы
1.Издан буклет «Музей народного быта «Русская изба». 2.Создана в рамках музея фольклорная группа «Ладушки». 3. Приобретены русские народные костюмы для детей и взрослых. 4.Оборудован интерактивный ландшафтный комплекс с использованием брендов поселка Некрасовское и некрасовского района. 5. Оборудован стенд в музыкальном зале «Успехи и достижения фольклорной группы «Ладушки». 6. Налажены партнерские отношения с социумом 7.Музей принимает участие в мероприятиях, приуроченных к юбилеям поселка Некрасовское. 8. Издана брошюра «Музей детского сада от юбилея к юбилею родного поселка». 9.Создана электронная картотека фондов музея. 10.Создан сайт музея. Конечный результат
Создано целостное воспитательно - образовательное пространство по приобщению детей к историческому прошлому и к современным достижениям родного края.
План действий по достижению результатов
Механизм реализации программы Для реализации программы необходимо использовать механизмы, формирующие жизненное самоопределение детей. Предлагается, что будут разработаны проекты, составлены годовые планы дошкольного учреждения с учетом мероприятий входящих в программу. В конце года проводить мониторинг. Отчет по реализации программы развития музея озвучивать на ежегодном публичном докладе перед общественностью. Этапы реализации программы 1.Этап (2014г.) – Аналитический, прогностический. Создание условий для успешной реализации программы. 2. Этап (2015-2017гг.) - Основной. Реализация инновационных проектов. 3.Этап (2018г.) - Обобщающий. Анализ достигнутых результатов по реализации программы, подведения итогов и постановка новых задач. Основные индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации программы
Целевые индикаторы эффективности реализации программы
Для оценки эффективности программы применяются следующие показатели: 1. Доля воспитанников (педагогов), принявших участие в мероприятиях
Х = Х п х 100% Х ш где: Х — доля воспитанников (педагогов), принявших участие в мероприятиях Х п - количество воспитанников(педагогов), принявших участие в мероприятиях Хш – количество мероприятий
2. Доля реализованных мероприятий от числа запланированных в отчетном году, %, рассчитывается по формуле:
Мреал= М х 100% Мп
где Мреал доля реализованных мероприятий от числа запланированных мероприятий в отчетном году, %; М число мероприятий в отчетному году Мп – число планируемых мероприятий за отчетный год. 3. Бюджетная эффективность Программы определяется как соотношение фактического использования средств, запланированных на реализацию Программы, к утвержденному плану: фактическое использование средства х 100% утвержденный план При значении показателя эффективности: · от 70% до 100% – высокий уровень реализация Программы; · от 40% до 70% – средний уровень реализация Программы; · до 40% – низкий уровень реализация Программы; более 100 процентов - реализация Программы считается наиболее эффективной. Оценка эффективности реализации Программы производится путем сравнения фактического использования средств запланированных на реализацию Программы. Бюджет программы
24 марта 2015 в 22:37
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.